ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 класс
Астрид Линдгрен
«Малыш и Карлсон»
Учитель: Гостищева Ю.А.
г.Запорожье
Тема: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Цель: расширить представление учащихся о повести-сказке А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». Формировать умения работать над текстом, совершенствовать умения проводить лингвистический анализ текста. Учить давать характеристику главному герою, выделять главное, определять главную мысль произведения. Совершенствовать навыки чтения: выразительного, правильного, вдумчивого. Формировать умения строить связные высказывания. Расширять словарный запас учащихся. Развивать мыслительные операции, творческие способности. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы, расширять кругозор учащихся.
Тип урока: интерактивный, с элементами технологии лингвистического анализа художественного произведения и элементами игровых технологий.
Оборудование: портрет А.Линдгрен, выставка книг, иллюстрации Стокгольма и героев повести-сказки, рисунки учащихся, отрывок произведения, декорации к сцене, творческие группы, ТСО.
ХОД УРОКА
- Организация класса.
Приветствие гостей.
- Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы с вами отправимся в самое настоящее сказочное путешествие. Мы продолжим знакомство с замечательным произведением А.Линд-грен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Погрузимся в удивительный мир приключений, необычайных истории.
Сегодня к нам на урок прилетел сам Карлсон. Он принёс мне конверт, в котором подготовил для вас несколько вопросов, чтобы проверить внимательны ли вы были на прошлом уроке.
- Какие литературные жанры вы знаете?
- К какому жанру вы бы отнесли произведение А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»?
- Докажите, что это повесть-сказка.
- Это повесть-сказка народная или литературная?
- Кто автор?
- Почему повесть-сказка называется именно так: «Малыш и Карлсон»?
- Кем были друг другу Малыш и Карлсон?
Молодцы, ребята, вы были активны и ответили на все вопросы.
- Проверка домашнего задания.
А сейчас Карлсон хочет послушать как вы умеете читать. Как называется глава, которую вы читали дома?
Работа с учебником.
- Куда пошли гулять Малыш и Карлсон? Прочитайте как об этом говорится в тексте.
- О чём подумали Малыш и Карлсон, увидев пожарную машину?
- Кто из них испугался? Почему? Найдите и прочтите как об этом сказано в тексте.
- А сейчас найдите ту часть текста, где происходит беседа папы и мамы с Малышом.
- Почему прогулку с Карлсоном нельзя назвать разумным поступком?
- Можно ли свою жизнь измерять деньгами? Почему?
- Что важного о себе услышал Малыш?
- Как можно охарактеризовать семью Малыша?
- А вы огорчали когда-нибудь своих родителей?
- Можно ли утверждать, что ваши родные – это самая большая ваша ценность? Почему?
- Обобщение знаний учащихся.
Итак, начинаем наше путешествие. Чтобы наше увлекательное путешествие было познавательным и интересным я вас разделила на творческие группы: «ЗНАЙКИ», «ЧИТАТЕЛИ», «ИЛЛЮСТРАТОРЫ», «ТЕАТРАЛЫ». Каждая группа готовила своё задание.
Первая остановка «ЗНАЙКИ». Ребята, я знаю, что вы подготовили интересные сообщения про А.Линдгрен.
- .
Писательницу А.Линдгрен называли «волшебница Швеции». А.Линдгрен вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные зимы и болезнь дочери. Когда её дочери Карин исполнилось 7 лет, она тяжело заболела и пролежал в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь её рассказать. Так 1945 г. появилась на свет Пеппи Длинный чулок, а в 1955 году мир детской литературы познакомился с Карлсоном. Этот «красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» покорил сердца всех ребят мира.
- .
- Для кого А.Линдгрен писала свои произведения?
а) для дочери; б) для детей Швеции.
2. Как называли А.Линдгрен?
а) волшебница Швеции; б) королева сказок.
А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? В украинском городе Одесса.
В 1958 году писательнице А.Линдгрен были присуждена международная золотая медаль имени Г.К.Андерсена.
- .
- В каком городе находится памятник Карлсону?
а) Одессе; б) Стокгольме.
2. Какую награду получила А.Линдгрен?
а) золотую медаль имени Г.Х.Андерсена; б) золотую волшебную палочку.
Вам понравилась первая остановка? Продолжаем путешествие. Вторая остановка «ЧИТАТЕЛИ».
Друзья, а ведь мы даже не знаем как началась эта повесть-сказка. Хотите узнать? Творческая группа «ЧИТАТЕЛИ» подготовила для вас и готова прочитать начало этого удивительного произведения. В этом отрывке есть описание Карлсона. Слушайте внимательно, потому что затем мы составим словесный портрет Карлсона по плану.
План описания Карлсона
- Внешний вид.
- Где живёт? Чем занимается?
- Речь героя.
- Какие поступки совершает?
- Какой он? Черты характера.
- Карлсон – это маленький человечек. Говоря это, что мы имеем ввиду? (маленького роста)
- Опишите внешность Карлсона.
- Где живет Карлсон?
- Чем любит заниматься вечерами?
- А днём?
- Что помогает Карлсону летать?
- Какой вид у Карлсона, когда он занят каким-нибудь делом? (важный, как директор)
- Какое самое любимое выражение Карлсона?
Итог (словесный портрет)
- А как бы вы описали Малыш? (скромный, одинокий, тихий, грустный)
Мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «ИЛЛЮСТРАТОРЫ».
- Ребята, а вы любите во время чтения рассматривать картинки?
- Как эти картинки правильно называются?
- Для чего нужны иллюстрации в книгах?
Ребята приготовили для вас небольшую презентацию иллюстраций к повести-сказке. Расскажите какие сюжеты вы проиллюстрировали? (Выходят, рассказывают и вывешивают на доске).
Наше путешествие продолжается, и мы добрались до четвёртой остановки «ТЕАТРАЛЫ».
Ребята из этой творческой группы подготовили для вас сюрприз. Вашему вниманию предлагается отрывок из первой главы: «Знакомство Малыша и Карлсона».
Театрализованное выступление.
У каждой группы на парте лежит конверт, в нём пазлы. Вам необходимо собрать пазл и назвать героя.
- Рефлексия. Итог урока.
- Чему учит нас повесть-сказка?
- Чем мы должны дорожить в этой жизни?
- Хотели бы вы иметь друга как Карлсон? Почему?
- Почему семья Малыша никогда не видела Карлсона?
Ребята вы все сегодня молодцы. Теперь, прощаясь с Карлсоном давайте подарим ему букет, украсим его крышу цветами. Перед вами три разноцветных цветочка. Сейчас вы подумайте и решите, какой цветок вы подарите:
красный – вы активно работали на уроке, вам было интересно, узнали для себя что-то новое;
жёлтый – вы недостаточно хорошо работали, были не всегда внимательны. Могли работать лучше;
синий – свою работу оцениваете низко, вам было неинтересно, скучно, урок не понравился.
Итог (анализ букета)
Резерв – мультфильм (просмотр)
- Домашнее задание. Прочитать главу по выбору.
- Оценивание.
Автор. Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик – не Малыш, а другой – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову.
Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это не покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живёт на крыше.
Карлсон: - Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
Малыш: - Да, да, пожалуйста. А что, трудно вот так летать?
Карлсон: - Мне – ни капельки, потому что я лучший в мире летун! Как тебя зовут?
Малыш: - Малыш. Хотя, по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
Карлсон: - А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и всё. Привет, Малыш!
Малыш: - Привет, Карлсон!
Карлсон: - Сколько тебе лет?
Малыш: - Семь.
Карлсон: - Отлично!
Малыш: - А тебе сколько лет?
Карлсон: - Сколько мне лет? Я мужчина в самом расцвете сил.
Малыш: - А в каком возрасте бывает расцвет сил?
Карлсон: - В любом, во всяком случае, когда речь идёт обо мне. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!
Автор. Он подошёл к книжной полке Малыша и вытащил стоявшую там игрушечную паровую машину.
Карлсон: - Давай запустим её.
Малыш: - Без папы нельзя. Машину можно запускать только вместе с папой.
Карлсон: - Лучший в мире специалист по паровым машинам – это Карлсон. Так и передай своему папе!
Автор. Он быстро схватил бутылку с денатуратом, которая стояла рядом с машиной, наполнил маленькую спиртовку и зажёг фитиль
А если вам интересно узнать, что же было дальше, советуем пойти в школьную библиотеку и прочитать самим какие удивительные истории происходили с Малышом и его лучшим другом Карлсоном.